Стальная арматура широко применяется в строительстве. Ее основная задача – восприятие растягивающих нагрузок, которые не может выдерживать бетон. Она используется в железобетонных каркасах, при усилении ЖБИ, реконструкции зданий. Для покрытия широчайшего спектра потребностей выпускаются арматурные стержни разных видов и классов.
В строительстве встречаются:
Гладкие прутья круглого сечения без специальных профилей на поверхности, которые подходят для малонагруженных СК.
Периодического профиля, имеющие специальные профили (рёбра, выступы) на поверхности для улучшения сцепления с бетоном. Широко применимы для ЖБИ.
Сетки – пространственные фигуры из стержней, соединённых в ортогональную сетку. Предназначены для плит, стен, фундаментов и других элементов.
Каркасы – пространственные системы из продольных и поперечных прутьев, применимые для колонн, балок, стен и др.
Свариваемая арматура, обладающая повышенной свариваемостью, что упрощает монтаж арматурных каркасов. Ее монтируют в ответственных местах.
Термически упрочнённая – проходит специальную термообработку для повышения прочностных характеристик. Применима для высокопрочных конструкций.
Она может быть горячекатаной или холоднотянутой. Первая производится путем горячей прокатки стальной заготовки. Она служит для повышения прочностных показателей в местах, подверженных максимальному растяжению.
Вторую изготавливают методом холодного волочения стальной проволоки. Из-за характерного блеска на поверхности ее часто используют в декоративных целях, однако она подходит и для железобетона.
По применению ее делят на напрягаемую и ненапрягаемую. Первая характеризуется пределом текучести до 1800 МПа, позволяет создавать предварительно напряженные СК. Используется для мостов, плит, балок, опор и других высоконагруженных элементов. Она подвергается термической или механической обработке для повышения прочности. Иногда применяется высокопрочная холоднотянутая проволока.
Ненапрягаемая арматура имеет более низкий предел текучести (до 600 МПа), не создаёт предварительного напряжения. Воспринимает только растягивающие усилия в процессе эксплуатации, обеспечивает силовое армирование железобетона.
По назначению она бывает:
Рабочей – располагается вдоль пролета, воспринимает растягивающую нагрузку, возникающую от собственного веса и внешних воздействий. Подбирается по расчету.
Распределительной – передает общее напряжение на рабочие прутья, а также не позволяет им перемещаться при заливке бетона. Для связывания рабочей, соединяется скруткой или сваркой.
Монтажной – соединяет рабочую и распределительную. Может удаляться при бетонировании.
Выбор вида определяется расчётными нагрузками, условиями эксплуатации и другими факторами, регламентированными в нормативной документации.
Это самая распространенная и известная характеристика арматурных прутков:
A-I (А240) – низкоуглеродистая горячекатаная, с пределом текучести 240 МПа. Предназначена для бетона с невысокими требованиями к прочности.
A-II (А300) – среднеуглеродистая горячекатаная, σt = 300 МПа. Универсальная.
A-III (А400) – высокоуглеродистая горячекатаная, σt = 4000 кг/см2. Для ответственных ЖБК, испытывающих значительные воздействия.
A-IV (А500) – высокоуглеродистая термически упрочненная, σt = 5100 кг/см2. Применяется для условий, где требуется высокая прочность.
A-V (А600) – высокоуглеродистая термоупрочненная, σt = 6100 кг/см2. Подходит для высокопрочных СК.
Каждый из них имеет свои характеристики и область применения, которые определяются нормативными документами в зависимости от условий эксплуатации и требований.
Существует еще несколько классов – Вр и К. Вр – проволока, используемая для фиксации, К – канатная, предназначена для промышленного производства ЖБИ.
Для производства арматурных стержней берут различные марки стали:
20ГС, 35ГС – низколегированная конструкционная, для сварных каркасов;
Ст3кп, Ст3сп – углеродистая обыкновенная, для сварных и несварных ЖБК, в основном второстепенного типа;
22Х2Г2АЮ – низколегированная конструкционная хромомарганцевая, для обычных и преднапряженных элементов;
80С – низколегированная, для сварных конструкций, преднапряженных и обычных железобетонных изделий.
Последние два вида лучше сопротивляются коррозии, выдерживают большие нагрузки. Легированные стали отличаются наличием добавок, которые корректируют характеристики металла.
Выбор типа арматуры определяется требованиями к конструкции, расчетом, экономическими факторами и другими критериями нормативной документации.
Пока нет комментариев.